Рецензия к игре

Вы будете удивляться, трястись от страха, сражаться, побеждать и погибать, но все равно исходите Зону вдоль и поперек. Рано или поздно игра будет закончена, вы присядете у костра с другими сталкерами и вам будет что рассказать. Вы вспомните, как задержались ночью в дороге, в кромешной тьме столкнулись с мутантами, едва уцелели после первой атаки, бросились наутек и чудом проскочили аномалию, поглотившую чудовищ. Следующую ночь после этого кошмара вы носа не высовывали за пределы базы, слушали байки и поглядывали на облака. Вспомните, как по ошибке продали Ашоту гранаты, которые должны были отнести на аванпост. Вам потом еще пришлось выкупать их втридорога, да еще и выслушивать философствования торговца о том, что, мол, «деньги – не главное». Вспомните, как в Рыжем лесу сопровождали группу сталкеров, набрели на логово неуклюжего шарика на ножках. А когда «шарик» вас заметил, из всей компании уцелел только один человек. Вспомните, как парнишка со смешным прозвищем «Наполеон» взялся показать дорогу, но позарился на ваши вещи и заманил, подлец, в засаду. Вспомните, как с содроганием выслушивали рассказ сталкеров о кровососе, обитающем рядом с водонапорной башней, куда вам позарез нужно было попасть. Холодок пройдет по вашей спине, когда вы вспомните, как пересчитывали патроны к дробовику в заброшенной, полуразвалившейся деревне, пока ребята под моросящим дождем молча бросали взгляды то на проклятую башню, то на человеческие головы, нанизанные на колья. Вы чертыхнетесь про себя, проверите ружье и пойдете в разведку, высматривая в сумерках полупрозрачный силуэт твари...

Каждое прохождение «Сталкера» соткано из подобных историй, и каждое уникально. Главный герой «Чистого неба» – наемник Шрам. Он вел по Зоне компанию ученых, но неожиданно вся группа попала под выброс. Яйцеголовые в смешных оранжевых защитных костюмах погибли, а тело Шрама нашли сталкеры из группировки «Чистое небо». Парень отделался, что называется, легким испугом. Пока Шрам приходит в себя, исследователи объясняют суть происходящих перемен. Какой-то особо умный искатель приключений пробрался к центру Зоны и нарушил естественное равновесие вещей. Выбросы участились, и обитатели этого гиблого места оказываются перед выбором: или сдохнуть, или положить конец ходкам к центру. Первый вариант вам не по душе, значит, придется отыскать виновников катастрофы, а дальше по обстоятельствам. Шрам выходит с базы «Чистого неба» на Болотах, и с этого момента вы наедине с Зоной.

Многие ее части знакомы по первой игре, другие, например, Болота или Рыжий лес, мы посещаем впервые. Сталкер в Зоне настолько же свободен, насколько и беззащитен. Покинув лагерь, вы оказываетесь один на один с неизвестными тварями и непознанными аномалиями. Задания центральной сюжетной линии строго линейны, но с их выполнением можно не торопиться. На любой базе найдется работа для толкового наемника, а поиски тайников и артефактов могут затянуться на многие недели игрового времени. Дни и ночи сменяют друг друга, временами портится погода и идет дождь. Вы предоставлены сами себе, и никто с вами нянчиться не будет. Мужики заняты: повсюду идут войны группировок.

В этом – самое большое отличие «Чистого неба» от первой части. Стрелок становился одиноким волком, он работал только на себя, и перекроить баланс сил в Зоне было невозможно, как бы вы того ни хотели. В приквеле достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, насколько сильно изменилось положение дел. Повсюду бродят отряды мутантов, зомби, бандитов, военных, сталкеров... Даже если вы решите не вмешиваться в чужие конфликты, группировки продолжат враждовать друг с другом, и вы поневоле окажетесь втянутым в перестрелку. Эти стычки, как и все остальное в Зоне, происходят спонтанно и сами собой. В карманном компьютере Шрама даже появилась специальная «военная» страничка. Здесь можно узнать, кто с кем воюет и как у кого обстоят дела: каким количеством бойцов они располагают и насколько хорошо вооружены ударные отряды. Несмотря на весь этот милитаризм, «Сталкер» остается верен себе. Никакой обязаловки – вы сами выбираете, к какой группе прибиваться и присоединяться ли вообще. Если все-таки решите связать судьбу с какой-либо фракцией, то в КПК появятся более подробные сведения о ходе сражений. Вы увидите стратегическую и тактическую цели группировки, а когда они будут достигнуты, ваши получат ощутимый перевес, а то и вовсе одержат окончательную победу. Командующий будет сообщать вам о ходе действий, и вы сможете присоединиться к отряду, штурмующему укрепления противника. Если ребята одержат победу с вашей помощью – честь вам и хвала. Если начнете игнорировать призывы товарищей, отношения с командованием будут медленно, но верно ухудшаться. Искусственный интеллект в «Чистом небе» научился новым трюкам, которые пригодятся в локальных конфликтах. Сталкеры работают в группе, прикрывают друг друга, меняют укрытия и активно (даже чересчур активно) используют гранаты. Практический расчет лезть в драку такой: чем более мощной военной силой будут обладать ваши друзья, тем более редкие и дорогие вещицы они смогут вам предложить. Но к прохождению центральной, главной сюжетной линии все эти разборки имеют лишь косвенное отношение. Не хотите связываться – не связывайтесь, в Зоне и так найдется, чем вас занять.

Ролевые элементы остались важной частью игры. Значительно расширены возможности апгрейда оружия – для этого, правда, придется еще найти мастера, специализирующегося на нужных стволах. Переработана система поиска артефактов, за которыми теперь нужно охотиться со специальным детектором – это гораздо интереснее и куда больше похоже на правду. Чем лучше модель детектора, тем меньше самодеятельности от вас требуется. Список доступных предметов был расширен по всем направлениям, но водка и колбаса по-прежнему являются обязательными в рационе сталкера. Путешествия по Зоне стали занимать меньше времени с появлением проводников, готовых быстро провести вас с места на место. Впрочем, эти ребята явно себе на уме: они могут отказаться помогать вам вовсе или предложить несколько маршрутов, среди которых, как назло, не окажется нужного.

Это лишь один пример того, как геймдизайн иногда сокрушает игрока с какой-то советской бессмысленностью и беспощадностью. Реалистичность – это хорошо, но не в ущерб же игре. Все шутеры мира перешли на систему восстанавливающегося здоровья, но «Сталкер» гордо игнорирует их опыт. Оказавшись раненым или облученным, вы еще долго будете терять здоровье, и ничего не стоит сохраниться в безвыходной ситуации, когда главный герой уже обречен на смерть. Или, скажем, игра может не моргнув глазом отправить вас без брони и аптечек, с дохлым пистолетом против пары прекрасно вооруженных бандитов. А ранение, повторюсь, гарантирует смерть от потери крови. И чего? И ничего. Никто не обещал, что Зона будет дружелюбной к игроку, выжить в ней – задача не из легких.

«Чистое небо» работает на движке X-ray Engine 1.5, который теперь поддерживает DirectX 10 и новомодные графические эффекты, как то: динамическое намокание поверхностей, объемные свет и дым. Если вы не обладаете нужной графической картой и Windows Vista, то некоторые пункты в настройках графики останутся недоступными, но общего впечатления это совершенно не портит. Даже под DirectX 9 Зона выглядит впечатляюще. Как и в любой другой игре, педант найдет, к чему придраться: например, к недостаточно детализированным моделям персонажей или простенькой анимации, но общее впечатление от картинки – прекрасное. Советские реалии похожи на советские реалии, аномалии выглядят странно и пугающе, превосходны здешние ночи, а с ними – рассветы, закаты и вся система симуляции погоды. Есть мнение, что бессмысленно оценивать «сферическую графику в вакууме», и успехи движка нужно рассматривать через призму цели, которую ставили разработчики. Так вот, с задачей показать своеобразный мир отчуждения X-ray Engine справляется превосходно. Ну а если вам надоест странствовать в одиночку, добро пожаловать в мультиплеер на 32 персоны. Сетевая игра никогда не была в «Сталкере» чем-то особенно важным, поэтому и мы не уделяем ей слишком много внимания. Короткой строкой: все то же самое, что и в сингле, разве что уровни поменьше. В «Чистом небе» появляется новый режим игры под названием «Захват артефакта», который отличается от старых лишь внешне.

И об ошибках. Ошибки есть, и их много. Такое ощущение, что разработчики «Чистого неба» сами попали в какую-то дьявольскую аномалию. Первый же патч к игре вышел через несколько дней после релиза. Приложенный readme-файл сообщает, что, мол, «проведена оптимизация, улучшение приблизительно на 5%», «значительно улучшена общая стабильность игры», а также «исправлены ошибки в сохранении, приводившие к стабильному вылету при продолжительной игре». Это что же получается? «Чистое небо» ушло в печать неоптимизированным и нестабильным, за исключением «стабильного вылета при продолжительной игре»? Даже эта новая версия 1.5.03 ведет себя не лучшим образом. Она будет вылетать при загрузке, при сохранении, при смене уровней, а иногда и без очевидной причины. Она подпортит ваши сохраненные игры. Персонажи будут зависать, а важные задания останутся невыполненными. Версия для Windows Vista и DirectX 10 будет тормозить и выдавать охапку дополнительных сбоев. Все это – суровая реальность, с которой придется столкнуться сталкеру.

Если вы сможете простить игре ее выходки, «Чистое небо» откроет вам мрачный мир Зоны и безрадостную жизнь ее обитателей. Приквел во многом повторяет оригинал, а внесенные изменения лишь по-новому расставляют акценты: чуть меньше исследований и путешествий, чуть больше перестрелок. «Сталкер» – это не какой-нибудь буржуинский BioShock, он не будет развлекать игрока и водить его за ручку. Вот вы, вот Зона. Что делать и как – проблема только ваша. Нужно понять «Сталкера», примириться с его условностями, разобраться в его законах, привыкнуть сохраняться по два раза, на всякий пожарный, и тогда игра раскроет перед вами огромный, неповторимый, богатейший и пугающий мир Зоны. Вы почувствуете себя здесь как дома и, быть может, однажды присядете у костра и расскажете ребятам, как справились с тем кровососом у водонапорной башни...

P.S.

Дорогие бойцы! Призываю всех вас не скупиться и отдать кровные несколько сотен рублей за лицензионную коробку с игрой, а не спонсировать пиратов. Хотя бы потому что разработчики честно заслужили эти деньги.

(Данная рецензия была взята с сайта www.gameland.ru)